Считается, что изобретение и популяризации клетчатого рисунка принадлежит шотландским мужчинам. Но это не совсем так.
Недавно, во время проведения археологических раскопок в Египте, учёные обнаружили древнюю мумию, завёрнутую в клетчатый саван. Кроме того, известным историческим фактом является то, что знать в Древнем Риме носила клетчатые тоги, а мужественные самураи в Японии – клетчатые кимоно.
В костюмах византийской эпохи часто встречается рисунок в виде крупных квадратов или ромбов, в которые помещены изображения животных. В древней Руси распространённым был рисунок в виде ромбовидных решёток с кругами в центре или звёзды на фоне квадратов.
Однако в современное время мир ассоциирует ткань в клетку с Шотландией.
Ричард Уэйтт. Портрет Кеннета Сазерлендского (1712 г.)
Тартан. Первое упоминание о тартане относится к 325 г. нашей эры. Весьма потрёпанный кусочек материи хранится в Национальном музее Шотландии в Эдинбурге. Само слово «тартан» в буквальном смысле означает «рисунок».
1. «Каледония» — универсальный тартан, который может носить каждый шотландец;
2. «Блэк Уотч» — военный тартан, ставший основой для многих клановых тартанов, например «Гордон» и «Кэмпбелл»;
3. «Дресс Кэмпбелл» — парадный тартан клана Кэмпбелл;
4. «Бёрберри» — тартан создан для компании в 1920 году и занесён в регистр в 1985-м;
5. «Дресс Гордон» — нарядный вариант тартана клана Гордон;
6. «Ройял Стюарт» — самый известный в мире тартан.
Поначалу тартаны, которые ткались в Шотландии, не имели никакого специального имени и значения. Ткались они из определённого набора ниток, покрашенных красителями, добываемыми из местных растений, плодов. Безусловно, что тартаны ткались и распространялись в близлежащей местности. Поэтому в каждой местности были свои расцветки, определяемые местными красителями.
Моду на тартан ввела никто иная, как королева Британии Виктория, которая обожала «всё шотландское». Именно она с мужем Альбертом придумала украсить свою резиденцию клетчатыми декоративными тканями. Во времена промышленной революции ткань стали изготавливать на фабриках. С тех пор английское общество словно помешалось на клетчатом принте.
Королева Виктория
И помешательство продолжается до сих пор. Отличный пример – клетка Burberry:
Официальный год рождения клетки – 1924.
Тренчи, изобретённые Томасом Бёрберри, накануне Первой мировой войны очень быстро приобрели огромную популярность. Прямые непромокаемые пальто, длиной до колена, схваченные поясом изначально предназначались для солдат, но пришлись по вкусу многим. А вместе с ними и клетка, ведь для создания подкладки использовали узор из четырёх цветов: чёрного, белого, песочного и красного.
Или ещё один знаменитейший узор «Куриная лапка» («пье-де-кок»), «гусиная лапка» («пье-де-пуль»), «собачий зуб»:
В современном виде «гусиная лапка» оформилась только в XIX веке. А до того времени она существовала под видом своего старшего брата, именующегося border tartan (под этим суровым именем он известен и поныне). Кстати, его название пошло от региона, по которому проходила граница между Шотландией и Англией, он так и назывался — Border:
Такое странное название узор заполучил по очень простым причинам — его орнамент действительно похож на передние клыки собаки или же на отпечатки гусиных лап.
Ткани с таким рисунком ввела в моду Коко Шанель в 20-40-е годы XX столетия. В Англии и Финляндии этот рисунок более крупных размеров называется «собачий зуб»:
Но этот узор часто путают с узором «Пепита» – мелкий рисунок на ткани в виде квадратов «с завитушками». Пепита, была названа в честь испанской танцовщицы Жозефа де-ла-Олива. Пепита де Олива было её прозвище. Узор «Пепита» состоит из маленьких по размеру двухцветных клеток с диагональным соединением, в отличие от «куриной лапки», где соединение между каждой клеткой проходит строго под прямым углом. Размер каждой клетки Пепиты всего до 1 см!
Говоря о тартанах нельзя не сказать о классике – Гленчек (Glen Urquhart Check):
Родина этого классического тартана земли замка Urquhart, что находится у озера Лох-Несс в горной Шотландии. Но если на него накладывается ещё одна большая клетка, контрастного цвета, то этот тартан называют «Принц Уэльский» (виндзорская клетка).
В начале ХХ века, её ввёл в моду Эдвард VIII, принц Уэльский, отличавшийся оригинальными модными предпочтениями и проявлявший недюжинную смелость в создании собственного стиля. Именно благодаря ему клетка стала модным узором и превратилась в один из классических рисунков мужской одежды.
Уоллис Симпсон и Принц Уэльский
Причём ввёл он в моду не только эту клетку, а ещё и узор Аргайл (Argyle):
История этого рисунка носит загадочный характер. Одни утверждают, что в его основу лёг Андреевский флаг (государственный флаг Шотландии). Другие считают, что Argyle является творческим переосмыслением узора, который красовался на килтах шотландского клана Campbell, проживающего в области Argyll.
Так или иначе, но узор Argyle неразрывно связан с именем Роберта Прингла, основавшим в 1815 году компанию Pringle of Scotland. Первые сто лет она занималась производством трикотажного белья и чулок. Именно она ввела в мировую моду узор из ромбов. Пика своей популярности Argyle достиг после Первой мировой войны. Ещё бы! Ведь изделия Pringle of Scotland стал носить Эдуард VIII во время игры в гольф.
Эдуард, принц Уэльский во время турнира по гольфу, 1929 г.
До 30-х годов ХХ века Аrgyle украшал наименее заметный предмет одежды – носки. А в 1930-х годах его начали использовать в производстве трикотажной одежды. К 50-м годам ХХ века Pringle of Scotland достигла пика популярности и превратилась в культовую марку.
Но и это еще не всё! Яркая плотная хлопчатобумажная ткань с печатным рисунком многоцветной клетки крупного размера с асимметричным решением композиции называется Мадрас – в честь большого промышленного города Индии:
А чтобы завершить тему клетки, нужно не забыть сказать о «Виши».
В 1850 г., во французском городке Виши, местными ткачами была изобретена особая разновидность клетки – «Виши». Это некрупная клетка, в основном, из двух цветов, один из которых чаще всего белый. В англоязычных странах её называют Gingham:
Изначально клетки «Виши» использовали для постельного белья, но постепенно орнамент приобретал всё большую популярность и со временем перешёл на салфетки, скатерти, обивку мебели, шторы и пологи кроватей. И, конечно, эта клеточка определённо ассоциируется с Провансом, стилем кантри.